Чулышман-94

Чертов МостНесерьезные реминисценции о серьезном путешествии
Николай Плеханов и Олег Головкин
Москва. Август 1994.

Коля: Около месяца тому назад до меня дошла весть, что один из моих старых знакомых еще по походам турклуба МГУ Дима Марчук собирается на Алтай на катамаранах по рекам Ак-Калаха - Аргут. Это был неплохой маршрут и я захотел присоединиться к катамаранной группе, чтобы иметь возможность пойти на каноэ. В прошлом году там же в долине Аргута я путешествовал вдвоем с велосипедом и незабываемая красота тех мест оказала на меня такое сильное впечатление, что я был готов поехать туда еще раз. Однако за неделю до выезда в катамаранной группе отказалось от похода несколько человек, возникли проблемы с составом судов и маршрут пришлось изменить. Альтернативой стала река Чулышман - река высшей категории сложности, возможно более сложная, но потенциально более полно проходимая, с меньшим расходом и с более простой заброской.
Перспектива быть единственным каяком в катамаранной группе мне не очень нравилась - эдакая белая ворона, из-за которой у серьезных людей могут появиться проблемы как при заброске, так и на сплаве; к тому же не с кем поделиться впечатлениями. Поэтому я решил предложить идею покорения Чулышмана на каяках еще кому-либо из своих знакомых. Согласился Олег Головкин, которого я знал как довольно активного каякера из коллектива мифистов.
Надо отметить, что появление в группе второго малого судна было встречено с явным неодобрением и, не желая потенциальных неудобств и ответственности, нам предложили сплавляться рядом, но автономно.

Коля: Наш поход начался не совсем удачно. Приехав с лодками в аэропорт Домодедово к назначенному часу, мы обнаружили, что наш рейс в Барнаул отменяется и единственная возможность улететь - это ждать до двенадцати часов следующего дня. Подобные аэрофлотовские фокусы - явление достаточно привычное, хотя в нашем положении такой ход событий мог обернуться для нас крайне неприятным образом.

31 июля на поезде вместе с шестью катамаранными друзьями были отправлены наши рюкзаки со всем снаряжением и продуктами. Через день нам самим предстояло улететь налегке с лодками из Домодедово в Барнаул. Мы надеялись без особых проблем сесть в самолет с нашими двумя полиэтиленовыми лодками, которые весили не более 18 кг каждая. Моя лодка - это замечательная по качествам и испытанная в боях каноэ "Жирамакс", на которой я активно сплавляюсь уже почти два года, считая, что лучшей каноэ для экстремального сплава еще не придумали. Олег везет большой и надежный каяк "К-3" старой модели фирмы "Прийон", который как нельзя лучше подходит для мощных порогов Чулышмана. Эту лодку мне удалось взять с любезного разрешения С.П.Папуша - старейшего водника и тренера по гребному слалому, - своего рода спонсорская поддержка нашему проекту со стороны человека, который сам в свое время занимался подобными же авантюрами.
Итак, встреча была назначена на 2 августа в автовокзале города Бийск и мы имели весьма реальные шансы на нее не успеть в связи с задержкой нашего рейса. С такими мыслями мы вернулись ночевать из аэропорта домой, оставив лодки лежать в зале ожидания. Почти всю эту ночь я дозванивался в автовокзал Бийска, чтобы передать послание туристам из Москвы о злоключениях двух членов их группы, которые задерживаются и просят ждать. Определенного результата я достиг: послание на том конце все-таки было услышано.

Олег: Наше путешествие на Чулышман началось не совсем удачно: самолет Москва - Барнаул - Нерюнгри, отправляющийся из Москвы в полночь, почему-то решил лететь не через Барнаул, а через Омск. В результате этого мы смогли вылететь только в полдень следующего дня и прибыли в Барнаул примерно часов в пол девятого. На тачке рванули до "перекрестка" - место, где сливаются две дороги на Бийск в примерно 30 км от Барнаула. Через минут сорок - час достаточно безнадежных усилий удалось поймать Камаз с прицепом до Бийска. Водитель взял нас, несмотря на то, что нарушал правила - у него еще сидела девочка лет двадцати - товаровед, к которой он нас все время ненавязчиво сватал. В Бийске он подвез нас прямо до ж.д. и автовокзалов. Была уже кромешная ночь, на пустой площади никого не было видно. Через полчаса метаний и достаточно-таки истеричного телефонного разговора с диспетчерской автовокзала в Горно-Алтайске из коммерческой кафешки на площади, нас занесло на задний двор автовокзала, где мы и нашли нашу группу.
Затем мы ночевали там же во дворе, и ночью шел жуткий ливень - просто природный катаклизм. Я еще подумал, что не дай бог нас застанет такое на реке. Дорога до Акташа на следующий день почти не запомнилась - слишком хотелось спать. В Акташе оказалось, что ПАЗик дальше ехать не может - нет бензина. Водилы оказались весьма порядочными ребятами и сами предприняли попытки найти для нас транспорт. В результате мы доехали до Саратана на тентованном Камазе за 150 т.р., которые были вычтены из оплаты автобуса.
Дорога Акташ - Улаган - Саратан очень живописна, красивейшие перевалы и горные озера.
На следующее утро на другом Камазе заехали на первый из трех перевалов по дороге на Язулу. Места здесь уже совершенно дикие, никакой Сникерс сюда еще не дошел и вряд ли скоро дойдет. Валютой служит спирт, мерой расстояния - дни пути, время здесь - только понятие, обозначающее смену времен года и дня и ночи. Когда говоришь кому-то, что торопишься, на тебя смотрят, как на извращенца.

Коля: В полдень 2 августа мы погрузились в самолет и через 4 часа были в столице Алтайского края - городе Барнаул. Здесь было уже 8 вечера по местному времени и нам очень хотелось еще этой ночью оказаться на месте встречи, так как мы резонно полагали, что на следующий день может быть взят автобус в горы.
На такси за 25 т.р. мы переехали на противоположный конец города, где остались ловить попутный грузовик в Бийск. Уже через пол-часа нам удалось уговорить остановившегося водителя Камаза взять нас вместе с лодками с собой по трассе. Всю дорогу мы развлекали его и сидевшую с ним барышню разговорами о том и сем, пока не приехали в Бийск прямо на вокзальную площадь. Эта дорога нам не стоила ни копейки.
Было уже около часа ночи, на площади никого. Если наши и уехали, то, как мне казалось, в этот день дальше Горно-Алтайска они добраться не могли бы. Поэтому я бросился звонить из ближайшего ресторанчика в автовокзал Горно-Алтайска. Информации я не получил никакой, что привело нас в полное уныние. Все наши вещи у группы, а сама группа неизвестно где.
В совершенно подавленном состоянии мы решили попробывать пролезть в здание автовокзала, чтобы переночевать, и неожиданно наткнулись на спящих на лавочке туристов. Радости не было предела - это были наши друзья, а с ними еще группа водников из Вильнюса, с которыми мы будем вместе забрасываться на Чулышман. Таким образом, встреча состоялась.

Утро в Саратане3 августа рано утром нас ждал арендованный за 1 млн 100 т.р. "Пазик". Ночь поспать так и не удалось из за сильнейшего ливня и комаров. Теперь нам предстояло целый день до глубокого вечера трястись в автобусе, пока не доедем до села Саратан на реке Башкаус. Оттуда всевозможными способами нам предстоит двигаться еще около 60 км до начала сплава - Язулинское ущелье Чулышмана.
17 человек с неподъемными рюкзаками, 2 лодки, привязанные к потолку - все это наконец двинулось по Чуйскому тракту в сторону Монголии. Дорога ничем особенным не ознаменовалась - постоянно клевали носом от недосыпа. Немного интереснее стало, когда въехали в долину Чуи. Я вспомнил, как 5 лет назад сплавлялся здесь с группой из МГУ впервые в жизни на катамаранах. Уже тогда я успел попробывать пару раз сплав на байдарках и, будучи здесь на Чуе, обещал себе обязательно когда-нибудь сюда вернуться на малом судне. Теперь, кажется, моя мечта осуществилась: я еду на Чулышман, одну из самых сложных рек на Алтае, чтобы сплавиться по ней на каноэ-одиночке.
В поселке Акташ, где наш путь уходил в сторону от Чуйского тракта, водитель автобуса объявил, что доехать до конца у него не хватит бензина. Стали выгружаться и искать машину в самом поселке. Через некоторое время нашелся Камаз с тентом, который согласился вести нас дальше и после финансовых утрясок мы двинулись в сторону Саратана. Этот отрезок пути был оценен в 150 т.р., которые были вычтены из оплаты автобуса.
Ехать в грязном и пыльном кузове грузовика - не самое приятное занятие, к тому же меня здорово укачало.
Дорога Акташ - Усть-Улаган через пологий перевал в долину реки Башкаус очень красива - проходит вдоль крутопадающего ручья и затем мимо нескольких живописных горных озер. Жаль, что фотографировать при такой тряске и пыли было невозможно.
Когда уже почти стемнело мы остановились на ночлег в километре за селом Саратан и поставили лагерь на берегу Башкауса.

Утро 4 августа мы провели в поисках какого-нибудь транспорта в сторону Чулышмана. Наконец, нашелся Камаз-самосвал, который согласился за спирт завезти нас километров 10 на через первый перевал и до болота, через которое, по словам алтайцев, проехать ни на чем, кроме гусеничного трактора, невозможно.
Вначале дорога шла вдоль реки и нам удалось с высоты увидеть часть Саратанского каньона. Воды в Башкаусе очень мало - пожалуй могла бы быть уникальная возможность форсировать легендарное нижнее ущелье на каяках, но в этот раз наш путь на другую легенду водного туризма - Чулышман.
Камаз легко взял умопомрачителные взлеты лесной дороги на перевал и вскоре мы оказались на широкой безлесой возвышенности, окаймленной горами. Упомянутое болото оказалось не более, чем ручьем, однако, проехать через него действительно было никак нельзя. Далее путь лежал к горам вдалеке, где нас ждали еще один перевал и долгий спуск к селению Язула, что на Чулышмане.

Коля: Экспедиции с полиэтиленовыми каяками в труднодоступных местах имеют один очень существенный геморрой - пешая часть. Лодки не разбираются, имеют длину около 3,5 м и переместить их из точки А в точку Б крайне проблематично. Будучи на Чаткале осенью '93 года, мы втроем пронесли наши три каяка вверх к перевалу пару километров и умотались при этом так, что и описать трудно. Хорошо, если есть возможность найти носильщика, как это было в Непале, - тогда шерпа нес на спине 2 связанных каяка 25 км с такой скоростью, что мы за ним со своими рюкзаками еле поспели. Оптимальный вариант - это, несомненно, вертолет, но в этом случае часто бывает не по средствам.
Проблемы решаются по мере их возникновения. Наши каяки были привязаны к поясу рюкзака на длинной веревочке и скользили за нами по мокрой траве. Это очень хороший выход из положения - энергозатраты гораздо меньшие, чем с тем же весом на спине; однако, область применения такого метода довольно ограничен: если дорога идет вверх, то тащить становится слишком тяжко, а если волочить по камням, то жалко лодку. Как бы то ни было, километров 5 мы бурлачили наши суда без особенного напряжения.
Потом откуда ни возьмись - появился трактор с прицепом - оказывается тракторист был знаком с двумя нашими ребятами еще по заброске на Чулышман два года назад, когда те были здесь на плоту. Трактор был просто очень кстати, ведь впереди предстоял крутой подъем на перевал. Вещи двух групп были погружены на прицеп, а сами мы пустились налегке пешком. По дороге мы с Олегом зашли в жилище чабана, где нас угостили айраном - очень своеобразный вкус. Под самым перевалом нас накрыл дождь; растительность кончилась и пошла настоящая тундра с россыпями камней. Высота перевала - около 2300 м, вокруг - голые горы и ощущение невообразимой дикости.
Трактор перевез вещи через перевал и выгрузился возле болотистого ручья, который, как и предыдущий, был колесному транспорту не по зубам. Здесь же мы и заночевали. С дровами было туго, но у меня предусмотрительно был взят компактный газовый баллон с горелкой - веса почти никакого, зато хорошее подспорье в случае плохой погоды или просто лени.
5 августа: быстрый завтрак и снова в лямку. Сначала дорога все время шла слегка вверх и мы со своими каяками на веревочках также слегка подзатрахались. Траверсом подошли к еще одному перевальчику 2293 м и начали великий спуск. На спуске тащить каяк - одно удовольствие, - отстав на подъеме, теперь мы вдвоем понеслись перегонять всех подряд и вскоре возглавили шествие. Единственный человек умудрился убежать от нас - плотовик Андрей Волков, но с ним тягаться бесполезно - он был чемпионом по пешему туризму...
Скоро началась дорога и лодки пошли прыгать по камням. Так мы их тащили еще некоторое время, пока вся группа не остановилась на обед. После обеда лодки решено было взять в руки и идти двумя ходками. Так мы продвинулись еще на некоторое расстояние, после чего был применен третий способ - моя давняя домашняя заготовка. К концам каяков была привязана веревка, за которую они подвешивались к лямкам рюкзаков,- при этом вес лодок ложился на плечи. Идти было довольно тяжело, к тому же при остановке на отдых процесс снятия и одевания рюкзака был чрезвычайно затруднен. Так короткими переходами с отдыхом мы вдвоем пронесли все наше барахло до вечера и встали возле ручья на ночь.

На следующий день 6 августа около полудня мы спустились наконец к реке Чулышман. Последнюю часть дороги - серпантин - мы прошли опять двумя ходками: сначала рюкзаки, потом напрямую вниз по крутому склону - с лодками на веревочке. Речка Верхний Тартагай, по которой мы вчера хотели сплавиться вместо того, чтобы мучиться с каяками по дороге, теперь представляла собой совершенно непроходимую сплошную цепь водопадов вплоть до впадения в Чулышман.
На поляне на берегу в двухстах метрах выше моста мы остановились в ожидании дальнейших событий. Чуть выше по реке - выход из глубокого ущелья - конец Язулинского каскада, который тянется еще 10 км вверх от так называемого Каракемского моста возле бывшей заставы Чулышманского заповедника. Заброситься туда на начало сплава мы сможем теперь либо на тракторе по объездной дороге, либо по горной тропе пешком.
Разведка в деревню Язула, что отсюда в двух км за холмом, показала, что на трактор нам рассчитывать не придется, но несколько алтайцев готовы за спирт везти наши вещи на своих лошадях и подъедут к нам к 6 вечера.
Вокруг на поляне полно шампиньонов и мы готовим себе на обед шампиньоновый суп. Затем, пока есть время идем кататься. Вода чистая и, похоже, ниже среднего, что для каяков означает большие шансы на максимальное прохождение. После пешего перехода нет никаких сил, чтобы еще как-то грести на воде, поетому катаемся всего каких-нибудь полчаса. Несмотря на усталость, мне все равно очень приятно вновь ощущать white water, ведь в последний раз я сплавлялся в Непале уже больше чем полгода назад - в ноябре '93.
Погода меняется с невероятной стремительностью: только что ходишь в одних плавках под немилосердным солнцем, а через пять минут вдруг сильнейший ливень с градом заставляет одевать теплые свитер и штаны.
Половина вильнюсской группы остается стоять лагерем здесь, с ними мы оставляем часть вещей и продуктов.
Алтайцы оказались на редкость пунктуальны - приехали ровно в 6 часов. К сожалению, наши с Олегом надежды погрузить на коней лодки оказались тщетными - как мы ни пытались уговорить хотя бы попробывать, ничего не получилось. Придется опять тащить их на себе. Вобщем, не везет. К тому же навьючить рюкзаки нам достался в жопу пьяный алтаец по имени Савелий, который уже успел напиться и совершенно не мог понять, что вокруг него происходит.
Как-то мы все-таки тронулись. Погода испортилась, полил дождь. От основной группы мы отстали, хорошо еще один каяк нам помогли нести Дима Марчук с Эриком, которые тоже ушли вперед. Савелий то ехал, то не ехал, а наши два рюкзака, по неопытности собранные один легче другого, сбились на одну сторону и мешали лошади идти. Решив исправить положение и перепаковать их. мы неожиданно встретили сопротивление Савелия, который что-то нечленораздельно мычал и не давал нам более удобно разместить рюкзаки на седле. В конце концов в сердцах мы послали алтайца с его конем на три буквы и понесли все сами. Но, видимо, мозги Савелия еще не окончательно атрофировались, поскольку таким нашим действием он был определенно задет. Он вскоре нагнал нас и мы вновь навьючили на него нашу поклажу. После этого я потащил за веревочку каяк по траве, а Олег остался воевать с Савелием, чтобы тот все-таки ехал в нужную нам сторону.
Был уже девятый час вечера, перед нами еще не меньше 8 километров, а уже темнеет. Где-то внизу со склона видны пороги, которые с высоты и в сумерках смотрятся очень зловеще. Теперь мы идем вшестером: Марчуки, Эрик, Олег, я и Савелий на коне. Эрик, который был здесь и знает тропу, завел в конце концов нас все ниже и ниже в лесок на самом берегу, после чего мы уперлись в скальный бом. По скалам в темноте лазить не хотелось, поэтому, как это ни неприятно, пришлось возвращаться назад и вверх. К этому кульминационному моменту нашего злоключения плюс ко всему бесследно исчез Савелий.
Примерно через час, когда по рассчетам до места оставалось совсем немного, одна лодка была брошена. После того, как стало совсем темно и мы с открытого места вошли в лес, пришлось бросить и вторую. Вброд перешли речку Верхний Кулаш и еще в полутора км выше на берегу Чулышмана обнаружили наш лагерь и свои рюкзаки, которые Савелий все же довез, видимо, не без помощи своей умной лошади.
Трудовой день был закончен.

Олег: Камаз выгрузил нас у заболоченного ручья, который он не мог форсировать, и наша пешка началась. Надо сказать, что мы с Колей не вполне представляли, как же все-таки мы собирались транспортировать каяки. Коля говорил, что разрабытывал какую-то систему крепления лодки к подвеске рюкзака, но, видимо, он подсознательно надеялся, что до этого дело не дойдет. В результате мы решили пока вести каяки за собой на поводочке, а там видно будет. Все-таки это было достаточно тяжело. Экспериментальным путем выяснилось, что чем легче лодка и соответственно больше груза на спине, тем легче волочить. Часа через два с половиной нас всех по очереди подобрал какой-то трактор с телегой, манна небесная, и впер все наши пожитки на второй перевал - да благословит Аллах его трактор и весь род его. Мы перлись бы туда целый день и затрахались бы ужасно. На перевале тучи ходили хмуро и край суровый был совершенно тишиной объят. До лагеря мы добрели уже практически в темноте, поставили палатку, быстренько сготовили еду на газу. Вообще надо сказать, что Коля - большой оригинал - он, видите ли, не ест ни рыбы, ни мяса, чем, вероятно, отчасти объясняется тот факт, что мы взяли автономную раскладку. Я с интересом принял его предложение по поводу отдельной раскладки без мясных продуктов, считая это какой-то его вегетарианской блажью и желая таким образом "поддержать компанию". Последнее время я заметил за собой некоторое безразличие в вопросах еды и ее разнообразия, и это не было для меня большой жертвой. Еще у нас была газовая горелка - вещь черезвычайно удобная и приятная в обращении, особенно по сравнению с примусом. Мы готовили прямо в палатке и, что меня особенно удивляет, ни разу ничего по крупному там не пролили и не подожгли. Вечер был ознаменован вполне умеренным интернациональным Российско-Литовским возлиянием (с нами шла группа из Литвы) за успешное начало маршрута и несбывшимися надеждами на продолжение путешествия на тракторе.
На следующее утро мы двинули своим ходом на последний третий перевал. Пожалуй, это был самый тяжкий участок пути, несмотря на то, что я уже успел приспособиться к волочению каяка. Нас преследовали глюки - все время казалось, что едет трактор. Часа через три мы таки вперлись на перевал и покатили вниз. Это уже, конечно, был совершенно другой коленкор. Мы моментально догнали и перегналии всю группу кроме Андрея Волкова, который так упилил, что даже ночевал один где-то впереди. Один раз на спуске я даже чуть было не принял смерть от коня своего - каяк настиг и стремительным домкратом послал меня вниз по склону. К вечеру народ стал совсем вялым, отдыхали через каждые 100-200 метров. Дорога пошла каменистая, и мы пожалели наши лодки и решили их нести. Вот тогда-то и начались танталовы муки. Если идти в две ходки, то расстояние утраивается - непрактично; если привязать каяки к лямкам, то очень тяжело - около 50 кг на рыло и все рвется к чертовой матери. Мы даже хотели сплыть вниз по притоку, но к счастью лень победила. На следующий день мы шли вдоль сплошного завально-водопадного участка в глубоченном каньоне с отвесными скалами.

Когда мы дошли до Язулинского моста, начался расслабон, мы с Колей даже пошли поплавать. Где-то в промежутке между всем этим пару раз с ясного неба сыпал жуткий ливень с градом. Погода здесь может меняться за 15 минут от божьей благодати до сущего ада. Первые впечатления от воды и лодок были несколько сумбурны и особой уверенности в собственных силах не внушили. Под вечер прискакала конная орда и наши вещи погрузили на лошадок. Я катался на коне, правда не быстро и не далеко. Нам достался Савелий - существо, вся жизнедеятельность коего обеспечивается несколькими простейшими рефлексами, а также очень умной и послушной лошадью, которая, по-видимому, выполняет за него всю умственную работу.
Вообще-то это был полнейший прикол, если отвлечься от сопутствующих обстоятельств. Что меня больше всего удивляет, так это гамма чувств, которые я к нему испытывал. Сначала я просто мечтал как-нибудь нанести ему тяжкие телесные повреждения или сбросить его с обрыва и завладеть лошадью. Но постепенно это желание сменилось какой-то непонятно откуда взявшейся добротой и любовью к нему как к какому-то экзотическому и редкому созданию, меньшему брату. Я пытался уговаривать его, проникнуть в его душу и т.д. В конце концов я совершенно затрахался. Первое время я вел его лошадь на поводу, и мы двигалиись достаточно быстро. Но, видимо, его что-то не устраивало, что-то шло не так, и он пустился в долгие переговоры. Оказалось, что он приглашал меня тоже взгромоздиться на бедное животное и скакать вместе. Мне пришлось подчиниться. Как же я завидовал обладателям большой, мягкой и комфортной попы! Я многое бы отдал тогда за такую роскошь. Мы догнали наших, и я спешился. Опытный Эрик вел нас по нижней короткой просмотровой тропе, и вскоре мы, конечно, уперлись в скалу, и ничего не оставалось делать, кроме как тащиться взад и вверх. Остальная группа держалась вместе с ордой, нас было всего пятеро, не считая Савелия и лошади. Тут оказалось, что Савелий куда-то слил. Это произошло совершенно незаметно и очень быстро. Естественно, это не добавило нам спокойствия. Уже глубокой ночью мы добрались до лагеря, бросив лодки км за 2. К счастью Савелий с нашими рюкзаками добрался и благополучно доставил наши пожитки. Это была определенно большая удача. Основную заслугу я склонен приписывать лошади. Видимо, она поняла, что надо доехать до Каракемского моста, и успешно выполнила эту задачу.

Дорога на Чулышман


Вперед
Полная туфта