Коля: Наш поход начался не совсем удачно. Приехав с лодками в аэропорт Домодедово к назначенному часу, мы обнаружили, что наш рейс в Барнаул отменяется и единственная возможность улететь - это ждать до двенадцати часов следующего дня. Подобные аэрофлотовские фокусы - явление достаточно привычное, хотя в нашем положении такой ход событий мог обернуться для нас крайне неприятным образом. 31 июля на поезде вместе с шестью катамаранными
друзьями были отправлены наши рюкзаки со всем снаряжением и продуктами.
Через день нам самим предстояло улететь налегке с лодками из Домодедово
в Барнаул. Мы надеялись без особых проблем сесть в самолет с нашими двумя
полиэтиленовыми лодками, которые весили не более 18 кг каждая. Моя лодка
- это замечательная по качествам и испытанная в боях каноэ "Жирамакс",
на которой я активно сплавляюсь уже почти два года, считая, что лучшей
каноэ для экстремального сплава еще не придумали. Олег везет большой и
надежный каяк "К-3" старой модели фирмы "Прийон",
который как нельзя лучше подходит для мощных порогов Чулышмана. Эту лодку
мне удалось взять с любезного разрешения С.П.Папуша - старейшего водника
и тренера по гребному слалому, - своего рода спонсорская поддержка нашему
проекту со стороны человека, который сам в свое время занимался подобными
же авантюрами. |
Олег: Наше
путешествие на Чулышман началось не совсем удачно: самолет Москва - Барнаул
- Нерюнгри, отправляющийся из Москвы в полночь, почему-то решил лететь
не через Барнаул, а через Омск. В результате этого мы смогли вылететь
только в полдень следующего дня и прибыли в Барнаул примерно часов в пол
девятого. На тачке рванули до "перекрестка" - место, где сливаются
две дороги на Бийск в примерно 30 км от Барнаула. Через минут сорок -
час достаточно безнадежных усилий удалось поймать Камаз с прицепом до
Бийска. Водитель взял нас, несмотря на то, что нарушал правила - у него
еще сидела девочка лет двадцати - товаровед, к которой он нас все время
ненавязчиво сватал. В Бийске он подвез нас прямо до ж.д. и автовокзалов.
Была уже кромешная ночь, на пустой площади никого не было видно. Через
полчаса метаний и достаточно-таки истеричного телефонного разговора с
диспетчерской автовокзала в Горно-Алтайске из коммерческой кафешки на
площади, нас занесло на задний двор автовокзала, где мы и нашли нашу группу.
|
|
Коля: В полдень 2 августа мы погрузились
в самолет и через 4 часа были в столице Алтайского края - городе Барнаул.
Здесь было уже 8 вечера по местному времени и нам очень хотелось еще этой
ночью оказаться на месте встречи, так как мы резонно полагали, что на
следующий день может быть взят автобус в горы. 3
августа рано утром нас ждал арендованный за 1 млн 100 т.р. "Пазик".
Ночь поспать так и не удалось из за сильнейшего ливня и комаров. Теперь
нам предстояло целый день до глубокого вечера трястись в автобусе, пока
не доедем до села Саратан на реке Башкаус. Оттуда всевозможными способами
нам предстоит двигаться еще около 60 км до начала сплава - Язулинское
ущелье Чулышмана. Утро 4 августа мы провели в поисках какого-нибудь
транспорта в сторону Чулышмана. Наконец, нашелся Камаз-самосвал, который
согласился за спирт завезти нас километров 10 на через первый перевал
и до болота, через которое, по словам алтайцев, проехать ни на чем, кроме
гусеничного трактора, невозможно. |
Коля: Экспедиции с полиэтиленовыми
каяками в труднодоступных местах имеют один очень существенный геморрой
- пешая часть. Лодки не разбираются, имеют длину около 3,5 м и переместить
их из точки А в точку Б крайне проблематично. Будучи на Чаткале осенью
'93 года, мы втроем пронесли наши три каяка вверх к перевалу пару километров
и умотались при этом так, что и описать трудно. Хорошо, если есть возможность
найти носильщика, как это было в Непале, - тогда шерпа нес на спине 2
связанных каяка 25 км с такой скоростью, что мы за ним со своими рюкзаками
еле поспели. Оптимальный вариант - это, несомненно, вертолет, но в этом
случае часто бывает не по средствам. На следующий день 6 августа около полудня
мы спустились наконец к реке Чулышман. Последнюю часть дороги - серпантин
- мы прошли опять двумя ходками: сначала рюкзаки, потом напрямую вниз
по крутому склону - с лодками на веревочке. Речка Верхний Тартагай, по
которой мы вчера хотели сплавиться вместо того, чтобы мучиться с каяками
по дороге, теперь представляла собой совершенно непроходимую сплошную
цепь водопадов вплоть до впадения в Чулышман. |
Олег: Камаз выгрузил нас у заболоченного
ручья, который он не мог форсировать, и наша пешка началась. Надо сказать,
что мы с Колей не вполне представляли, как же все-таки мы собирались транспортировать
каяки. Коля говорил, что разрабытывал какую-то систему крепления лодки
к подвеске рюкзака, но, видимо, он подсознательно надеялся, что до этого
дело не дойдет. В результате мы решили пока вести каяки за собой на поводочке,
а там видно будет. Все-таки это было достаточно тяжело. Экспериментальным
путем выяснилось, что чем легче лодка и соответственно больше груза на
спине, тем легче волочить. Часа через два с половиной нас всех по очереди
подобрал какой-то трактор с телегой, манна небесная, и впер все наши пожитки
на второй перевал - да благословит Аллах его трактор и весь род его. Мы
перлись бы туда целый день и затрахались бы ужасно. На перевале тучи ходили
хмуро и край суровый был совершенно тишиной объят. До лагеря мы добрели
уже практически в темноте, поставили палатку, быстренько сготовили еду
на газу. Вообще надо сказать, что Коля - большой оригинал - он, видите
ли, не ест ни рыбы, ни мяса, чем, вероятно, отчасти объясняется тот факт,
что мы взяли автономную раскладку. Я с интересом принял его предложение
по поводу отдельной раскладки без мясных продуктов, считая это какой-то
его вегетарианской блажью и желая таким образом "поддержать компанию".
Последнее время я заметил за собой некоторое безразличие в вопросах еды
и ее разнообразия, и это не было для меня большой жертвой. Еще у нас была
газовая горелка - вещь черезвычайно удобная и приятная в обращении, особенно
по сравнению с примусом. Мы готовили прямо в палатке и, что меня особенно
удивляет, ни разу ничего по крупному там не пролили и не подожгли. Вечер
был ознаменован вполне умеренным интернациональным Российско-Литовским
возлиянием (с нами шла группа из Литвы) за успешное начало маршрута и
несбывшимися надеждами на продолжение путешествия на тракторе. Когда мы дошли до Язулинского моста, начался
расслабон, мы с Колей даже пошли поплавать. Где-то в промежутке между
всем этим пару раз с ясного неба сыпал жуткий ливень с градом. Погода
здесь может меняться за 15 минут от божьей благодати до сущего ада. Первые
впечатления от воды и лодок были несколько сумбурны и особой уверенности
в собственных силах не внушили. Под вечер прискакала конная орда и наши
вещи погрузили на лошадок. Я катался на коне, правда не быстро и не далеко.
Нам достался Савелий - существо, вся жизнедеятельность коего обеспечивается
несколькими простейшими рефлексами, а также очень умной и послушной лошадью,
которая, по-видимому, выполняет за него всю умственную работу. |