Это было столетье великих побед,
Парусов и пенькового лота...
Океан бороздили, вверяясь судьбе,
Караваны скрипучего флота...

(В. Капгер)

Шахдара-91. Вспомнить все

Это было интересное время: Мы были бедны и свободны, жизнь была непростой, но, как теперь понятно, очень дешевой, свободного времени летом было предостаточно, и мы использовали его на всю катушку. Насколько я помню, после Лосево, где мы с Сергуней дебютировали как экипаж и неожиданно для всех заняли второе место в мужских байдарках, после короткого перерыва мы отправились на Север, на Тумчу. Тот поход стал моим первым в жизни медовым месяцем, причем мне пришлось надрывно прервать его, уходя с середины маршрута, чтобы ехать в Среднюю Азию.

Бывший друг Рост

Большая часть нашей группы нанялась на приработки (отдельное спасибо А.Г. Сорокину) по сопровождению и обслуживанию двух больших групп итальянцев, которые планировали совершить легкий треккинг через массив Фанских гор в Северном Таджикистане.

С кучей барахла и продуктов для прокорма интуристов мы приехали в Самарканд, где выяснилось, что таскать все это по горам нам не придется, т.к. итальянцы в последний момент отказались от пешей части. Их напугали какими-то советами обязательно взять с собой то ли шапочки, то ли кошечки, не помню. И хорошо сделали, потому что интуристы в среднем имели предпенсионный возраст и поклажу чемоданного и саквояжного типа. В результате из наших обязанностей выпала носильно-потаскушная часть, и остались только кулинарные хлопоты. Местные достопримечательности типа Алаудинских озер, Куликолонского плато, Айни и Искандеркуля мы объезжали на двух тентованых ЗИЛах-131 со скамейками для пассажиров. Экзотика, блин!

Юлька-капитан

Как я упомянул, итальянских групп было две, они стартовали из Москвы с разницей в несколько дней; соответственно, мы были разбиты на две кучи, плюс еще кто-то, по-моему, героическая Юлька Базанова в одиночестве, должна была прибывать с катамаранами, каяком и всем сплавным шмотьем на поезде, и все мы должны были встречаться в Душанбе. Этот и так непростой логистический сценарий осложнился небольшой проблемкой: 19 августа того же года в Москве вспыхнул коммунистический путч. Мы как раз в это время спустились из-под Чимтарги, с волшебного Куликолонского плато в альплагерь Артуч, и там я чуть не влюбился в хорошенькую польскую альпинистку с красивым именем, которое улетучилось из моей памяти...

Можно представить себе состояние наших итальянских клиентов - за пять тыщ км от Москвы и за десять - от солнечной Италии, совершенно in the middle of nowhere, аэропорты закрыты, придурошный руководитель Толя в лучших совковых традициях пытается неубедительно вешать лапшу на уши, что, дескать, все хорошо и ничего не случилось, трудноуловимые и скупо понимаемые передачи какого-то радио-свобода откуда-то из Персии или Турции: Одной даме даже ненадолго сделалось плохо с сердцем, но, к счастью, отпустило.
Путч потух так же неожиданно, как начался, и это событие мы бурно отпраздновали на озере Искандеркуль. Там я узнал, что гадкая теплая водка - отличное средство против страшной азиатской болезни, косившей наши ряды.

Мы натужно переехали перевал Анзоб (со снежком!), расстались с нашими итальянцами в Душанбе, получили в подарок кучу поношенной заграничной одежды, довольно спокойно собрались вместе и полетели в Хорог - столицу Горно-Бадахшанского автономного округа. Меня поразило, насколько высокими, вровень с самолетом, оказались Памирские горы по сравнению с Гиссарским массивом, остававшимся далеко внизу.

Сообщение с Памиром тогда было в-основном самолетное. Помню, как разглядывал расписание с зачаровывающими названиями - Джиргиталь, Оби-Гарм, Рушан - и раздумывал о возможном пункте назначения следующего года. Другой путь - знаменитая высокогорная трасса Душанбе - Ош. Может, еще доведется проехаться.

Мышъ (С.Дьяконов)

Люди на Памире совсем не похожи на таджиков. У них крупные черты лица и европейский разрез глаз. По легенде, население тех мест - это потомки одного из отрядов Александра Македонского (Искандера), который был оставлен здесь на пути в Индию.

В Хороге, ближе к вечеру, мы и еще одна группа с плотом загрузились в Магирус (большой грузовик) и поехали вверх. Стемнело, на небе появилась Луна и звезды, настолько яркие, что их свет давал тени. Все-таки высота порядка 3500 - это вам не хуъхры-мухры. А дальше начались и вовсе чудеса из тыщща и одной ночи - водитель сказал что он типа устал и останавливается поужинать у знакомых. Нас это поначалу не особо порадовало ввиду позднего часа и недетской ночной прохлады (3500!!), но оказалось, что поужинать относится ко всем: И всю нашу толпу, человек не меньше 15, позвали в большой дом, похожий на маленькую крепость, рассадили на : мммм, не знаю, как называется, такая широкая ступенька вдоль стен комнаты, служит как стол и кровати, и раздали лепешек и домашнего сыра. Все это без всякого намека на оплату. Я не помню точно, надеюсь, мы оставили им что-то из продуктов в знак признательности. Там совсем небогатая и суровая жизнь - баранина, мука, лепешки, шир-чай (соленый чай с молоком - гадость порядочная). Подобные эпизоды повторялись еще не раз. Однажды утром в наш лагерь у речки пришел дедушка и принес тазик с домашним сыром - просто так, увидел нас вечером. В другой раз я шел по дороге просмотреть участок завтрашнего сплава, встретил местного человека, он взял меня за руку, привел в свой дом и накормил. По традиции после этого еще положено проводить гостя до следующего соседа: Такого искреннего и щедрого гостеприимства я больше нигде не видел и вряд ли еще увижу. Что-то там стало с этими людьми за десять лет войны?

Душман Костя Агевнин и его кат-2

Нас было семеро - катамараны четверка, двойка и я в каяке в командирском качестве. Это было совсем не так, как сейчас - все, что у нас было, за исключением белья, обуви и хоккейных касок, было самодельным. Например, мой каяк, каркасно-надувной, имел довольно стремительных очертаний аккуратную носовую часть и совершенно бесформенную и перекошенную, пардон, жопу - кормой это даже и не назовешь. Он имел коленные упоры (из трубы), зато там не было пяточных упоров и банки. В целом, нормальная была машина. Кат-2 был переделан из маленькой четверки и смотрелся не супер. Кат-4 вроде был окей, но экипажу явно не хватало куражу. В первый же ответственный момент выяснилось, что его настоящим капитаном была Юлька, а не кто-то из троих оставшихся мужичков. В-общем, мое малое судно чувствовало себя лучше всех.

Еще один красивый КоАг в новом окошке

Каяк в солнечных водах пор. по-моему Шахрезм (тоже в новом окошке)

Катамаран-2 там же

Вперед
Надоело!