Чулышман-94 (часть последняя)

Коля:

13 августа. Утром волгоградцы любезно согласились страховать и фотографировать нас на оставшихся трех ступенях. Часов в 10 мы были уже на воде. Погода отличная, вода просто искрится на солнце. Шестая ступень оказалась, наверно, самая мощная из всех. Я проехал сбоку возле берега, не имея ни малейшего желания лезть в пенное месиво по центру. Олег хотел сделать то же, но выбрав немного другую линию захода, немного не успел, попал в небольшую бочку, которая скинула его в самое что ни на есть пекло. Было страшно смотреть, как огромная пенная пасть начинает подсасывать его каяк. Ему к счастью все-таки удалось перегрести обратный подсос и все кончилось вполне достойно.
Настало время прощаться с гостеприимными волгоградцами и продолжать сплав. Сегодня мы должны дойти до устья реки Чульча, а это еще около 30 км и каскад Туданских порогов. Каша остается позади, следует еще один порог Ворота с опасным прижимом в огромный камень, который перегораживает 3/4 реки. Просматривая порог, обнаруживаем табличку, прибитую к скале. Проходим без трудностей - после Каши все кажется ерундой.
Чулышман продолжает течь в узкой безлесой долине; пейзаж напоминает среднеазиатский - желтые сухие горы и темно-синее безоблачное небо. Погода тоже, как в Средней Азии - палит немилосердное солнце.
Лениво сплавляясь по течению после обеденного перекуса, чуть было не пропускаем жемчужину Алтая - 20-метровый водопад на реке Куркуре. Вылезаем на берег и идем фотографировать. Такую красоту описать словами просто невозможно. Я видел во многих западных журналах по каякингу фотографию этого водопада и человека, который прыгает с него в каяке. Подпись внизу была следующая: 'Narcotic Nosedive - Sud Sebirie'. Я все недоумевал, где же была сделана эта фотография. Теперь я не только знаю, где находится этот красивейший водопад, но и увидел его воочию (Кстати, это ошибка. Тот водопад с плаката находится на р. Эхе-Гол, по-моему притоке Китоя)
На Туданских порогах делаем второй перекус. Пороги мощные, но после того, что мы прошли, уже не кажутся особо сложными. Есть только ощущение некоторой усталости - мы уже порядком наелись бурной воды, интенсивность которой не снижается уже шестой день подряд. Да, пожалуй, Чулышман - это река экстра-класса, а для меня лично, несомненно, вершина среди всего того, что я когда-либо проходил на каноэ или байдарке.
Еще в этот день были Утукайские пороги, которые не оставили сильного впечатления - просто мощные шиверы. Из-за вечернего солнца в глаза было похоже, что плывешь в белых снежных сугробах.
Далее 2-3 км до Чульчи река успокаивается. Порогов больше не будет. Завтра - 40 км плеса до Телецкого озера. Чулышман пройден.

Олег:

Утреннее прохождение пошло еще лучше, чем вчера. Я даже хотел было пройти ступень, где мы остановились, по главной струе, но раздумал. Съехали по канализации, избежав мощной воды при падении метра 3 на 20-метровом участке. После этой ступени подошли волгоградцы, дело пошло еще веселей. Они поснимали и постраховали нас. Вода пошла - чистый ужас.

Жми!При проходе следующей ступени со мной случился некий инцидент, о котором я еще долго буду вспоминать с удовольствием. Посередине струи громоздилась могучая водная гора - отбойник с булыгана - высотой около 1,5 м над прилегающей водной гладью. Надо было обязательно попасть в меньший левый от нее проход, иначе в основном сливе притаились, а даже и вовсе и не притаились, огромные задницы - косые бочки и здоровущая бочара с мощным подсосом. Я хотел зайти в улово над горой из центра струи, пробив небольшую косую бочку. Когда я вынырнул из пены, я обнаружил, что вся местность вокруг меня неблагоприятным образом сместилась, и я объезжаю гору и валюсь кормой в главный слив. Мне повезло, я съехал по самому краю отбойника и еще удивился, что не лег, плюхнувшись на опору с 2 - 2,5 м высоты в непонятно что. Потом меня перевезло на подсос, и я старался не оглядываться назад и греб вперед изо всех сил. Все кончилось хорошо, даже отлично. Потом был порог Ворота - ужас в большую воду, водопад Куркуре - жемчужина Алтая, Туданский каскад, где мой большой каяк серьезно закусывало даже на фоновом сплаве, а в сливе утянуло вместе с лодкой по шею в воду без всякой пены, провезло там на перископной глубине и выплюнуло на свечку. Потом были еще какие-то шиверы, и валы, казавшиеся снежными сугробами, и, наконец, мы увидели устье Чульчи. Это был конец всех порогов, конец напряженнейшего 6-дневного сплава по жутким плюхам, это была наша победа.

Домой!!!Коля: 14 августа. В устье Чульчи мы оставили записку тем, кто идет нам вослед. Сегодня предстоял тяжелый день - доплыть до озера по абсолютно гладкой воде.
Первая половина дня была жаркой и мы наслаждались солнцем - загорали и купались. Миновали устье Легендарного Башкауса - вполне возможно наш следующий вариант в будущем году.

К Телецкому озеру !!!По мере приближения к озеру погода изменилась, задул сильный ветер, пошел дождь. Вконец измотанные греблей против ветра, мы, наконец вплыли в Телецкое озеро и встали возле Новосибирской турбазы. Завтра у них смена туристов-путевочников и мы сможем отправиться на буксире на другой конец озера. Это очень кстати, так как с транспортом через озеро нынче более, чем туго.

15 августа. До 4 часов дня загораем и купаемся как заправские курортники, затем приходит катер и мы отправляемся в далекое плавание, которое длится более 5 часов. Проезжаем интересное местечко Чири - сюда после революции был сослан кулак, который на склонах гор своими руками насыпал террасы, навез земли и вырастил прекрасные яблоневые сады. Теперь здесь фермерское хозяйство его потомков.
Пока плыли, разыгралась непогода, пошел дождь. Люди забились с вещами в тесную каюту. Было уже совсем темно, когда мы выгрузились на причале деревни Артыбаш. Нашим надеждам уехать с плановыми туристами на автобусе в Новосибирск осуществиться не удалось - каяки в салон не влезли. Через озеро мы переплыли относительно быстро и дешево - 10 т.р. за двоих и лодки. Уже это можно считать удачей.
В темноте под дождем посреди деревни мы поставили палатку и так проспали до утра.

16 августа. Встали рано, чтобы поспеть на рейсовый автобус, но водитель, увидев лодки, дал деру. Мы переместились на дорогу, чтобы ловить попутку, но до полудня так ничего и не поймалось. Похоже было, что звезда нашего везения закатилась. Все-таки неразборные каяки создают порой неразрешимые транспортные проблемы. Шансов заторчать гораздо больше. Не будь с нами лодок, мы, возможно, сейчас были бы уже на подлете к Москве.
Не содють!Нашлись-таки автотуристы на Ниве с прицепом, которые взяли нас до Бийска. Вот это уже потрясающее везение!
Приехав, мы обнаружили, что багажное отделение ж/д вокзала уже закрыто и, чтобы отправить лодки, нужно ждать до завтрашнего утра. Делать нечего, как только темнеет, ставим палатку в скверике возле вокзальной площади.

17 августа. Лодки отправляются на поезде в Москву, а мы переезжаем на Икарусе в Барнаул и стремимся в аэропорт, чтобы вечером быть дома.
На этом наша история покорения Чулышмана может считаться законченной.
Наверно, эта экспедиция по одной из самых сложных рек в СНГ автономно вдвоем на каяке и каноэ может считаться серьезным достижением в водном туризме, хотя также возможно, что все это останется навсегда только нашим общим с Олегом воспоминанием. В любом случае, мне лично просто крайне приятно осознавать, что все-таки сделали это, несмотря на все сложности. Это было достижением прежде всего для нас самих, не правда ли, Олег?

Назад
Домой!
Ну как?!